Первый уровень
Второй уровень

Помощь психолога в период пандемии

10 Ноября 2020, 15:46

Сегодня весь мир и, к сожалению, наша страна оказались в трудной ситуации: пандемия, карантин, изоляция, дистанционная форма работы взрослых и обучение детей - эти слова вошли в нашу жизнь и прочно закрепились на длительный период. И вот, кажется, еще совсем чуть-чуть и заживем, как прежде. А ситуация, тем не менее, остается все еще стрессовой. Она усложняется и тем, что затягивается: мы ждем перемен к лучшему, но понимаем, что быстрое возвращение к привычной жизни не представляется возможным.

Мы, как специалисты социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, также попали в нестандартную ситуацию. Карантинные условия заставили искать новые формы работы для решения задачи: оказание помощи семьям с детьми в режиме закрытия учреждения для посещений. Выходом стало оказание психолого-педагогической социальной помощи семьям с детьми, в том числе находящимся в трудной жизненной ситуации, через страницу в сети Инстаграм. Видео консультации психолога, психологические методики (сказкотерапия, акватерапия, музыкотерапия и т. д.), мастер-классы для семейного творчества, информационные материалы по профилактике распространения новой коронавирусной инфекции, обратная связь для получателей социальных услуг, возможность задать вопрос психологу, получить онлайн консультацию.

Проект реализуется благодаря творческим специалистам: психологи, инструкторы по труду, музыкальный руководитель, педагоги (воспитатели). Все размещаемые видеосюжеты мы снимаем сами. Подготовка к съемкам занимает немало времени, но все же, не имея специального видеоборудования, стараемся выполнить свою работу качественно. Нам важно, чтобы мысль, которую мы хотим донести, приемы, методики, которые мы транслируем зрителю, были просты и понятны. Когда подбираем материал для очередного сюжета, то руководствуемся критериями: «Полезно-неполезно», «Интересно-неинтересно», используем современные техники монтажа. Современным детям трудно воспринимать информацию только на слух, поэтому обязательно включаем иллюстративный материал, музыкальное сопровождение (разрешенное для общего пользования).

Главная цель страницы МКУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Радуга»» в Инстаграм это возможность получать психолого-педагогическую помощь в режиме изоляции:

повышение компетентности в вопросах детско-родительских отношений;

профилактика эмоционального выгорания и снижение эмоционального переутомления и напряжения от режима дистанционного обучения у родителей и детей;

обучение способам совместного творческого досуга.

Хотелось бы подробнее остановиться отдельно на каждом направлении нашей работы.

Помощь психолога включает в себя онлайн-консультирование, то есть когда человек может нам задать вопрос и получить обратную связь. Наиболее часто задаваемые вопросы, которые традиционно интересуют родителей в разные периоды взросления детей это: «Кризис 3-5 лет», «Адаптация ребенка в 1 и 5 классах», «Ребенок перешел в другую школу или класс», «Подростковая неуверенность или наоборот, подросток стал бесконтрольный», «Агрессивное поведение», «Разногласие родителей в воспитании детей» и т.п. Период пандемии обозначил такие проблемы как эмоциональное напряжение в режиме дистанционного обучения и контроль за времяпровождением детей в период изоляции.

Темами для видео консультаций психолога стали «Детские страхи», «Страх болезни у детей», «Школьные страхи», «Снижаем тревожность приобретаем спокойствие», «Агрессия, распознаем сигналы гнева», «Психологическая подготовка к экзаменам», «Чем полезен кинетический песок для развития детей», «Развитие эмпатии у детей», «Темперамент и обучение», «Психотехнические упражнения, направленные на развитие личности», «Развитие мелкой моторики рук у детей», «Как бесконфликтно улучшить почерк ребенка» и многое другое. Положительным моментом видео консультаций стала возможность вернуться к заинтересовавшей теме в любое свободное время.

Для снижения эмоционального напряжения нашей аудитории были предложены релаксационные упражнения для детей и взрослых. Часть этих упражнений можно использовать перед сном, другие подойдут для отдыха между выполнением домашнего задания или вовремя перерыва на работе. Под музыкальное сопровождение можно отключиться от повседневных забот, погрузиться в собственные чувства и эмоции, перенести их не бумагу, тем самым освобождаясь от негатива.

Сказкотерапия является уникальным методом устранения страхов, обид и тревожности у детей. Во время прослушивания и просмотра сказок корректируются поведенческие навыки, формируются нравственные качества и самооценка. Мы используем терапевтические сказки авторов О.В. Хухлаевой и О.Е. Хухлаева. В съемках сказок принимают участие и воспитанники центра. Они с удовольствием разбирают роли, стараются, как настоящие актеры передать характер своих героев. В конце каждой сказки есть несколько вопросов, которые могут обсудить дети и родители. Слушая терапевтическую сказку, ребенок получает опыт опосредованного переживания ситуации схожей с его собственной, сказка как бы «подсказывает» ему способ преодоления проблемы. А это может быть и переживание одиночества, и страх самостоятельности или общая боязливость, и низкая самооценка, и чувство неполноценности, и трудности общения со сверстниками, и многое другое.

Благодаря видеоматериалам мастер-классов можно научиться делать телеутскую куклу и узнать историю этого народа, создать свой авторский мультфильм, изготовить игрушку в технике оригами. Здесь инструкторы по труду и воспитатели на практике показывают, как из доступных материалов можно изготовить ту или иную игрушку, поделку. Такая совместная форма проведения досуга поможет членам семьи отвлечься от забот, переживаний, а кого-то даже вдохновит на новые творческие идеи. Так же наглядно показываем, как обычный кинетический песок можно превратить в удивительный морской мир или развернуть целое фермерское хозяйство, используя мелкие игрушки. В этот момент развивается мелкая моторика, воображение, восприятие, пространственное ориентирование, снижается тревожность и нервное напряжение.

И конечно, мы не забываем напоминать детям и их родителям о безопасности. В тематических видеороликах «Дети - детям о безопасности» воспитанники центра рассказывают о правилах дорожного движения, правилах поведения в быту, дома и на природе.

Из видеоматериалов «Экспериментальной лаборатории» можно узнать много интересных фактов, самим побыть в роли волшебника или фокусника. Игры с водой не только развлекут ребенка, но и помогут расслабиться, снять нервное напряжение. Эти видеосюжеты вызвали неподдельный интерес, как у детей, так и у взрослых, они служат хорошей мотивацией для развития познавательной сферы.

За период с мая по ноябрь 2020 года на странице Инстаграм размещено более 100 публикаций, просмотр которых приближается к четырем с половиной тысячам просмотров. Наиболее популярными стали упражнения для снижения негативных эмоций и приемы подготовки к экзаменам, терапевтические сказки, направленные на преодоление страха одиночества, развитие самостоятельности и коммуникативных умений, мастер-класс по созданию мультфильмов и экспериментальная лаборатория. Таким образом, благодаря реализации этого проекта, мы продолжаем оказывать психолого-педагогическую социальную помощь семьям в условиях пандемии.

Автор: Гудкова Виолетта Сергеевна,

психолог МКУ СРЦ «Радуга,

г. Ленинск-Кузнецкий.